Что делать, если Яндекс Еда без заказа сняли деньги с карты
Сегодня можно столкнуться с ситуацией, когда неожиданно вы получите уведомление о списании денег с банковской карты за заказ через Яндекс Еда, которого не оформляли. Разберёмся, что делать, когда в Яндекс Еда сняли деньги с карты за чужой заказ.
Случаи ошибочного списания денег Яндекс Едой
В сервисе Яндекс Еда, а также Лавка, основным средством расчёта за услугу доставки еды является онлайн-оплата через банковские продукты. В таких условиях существует вероятность, что произойдёт списание лишних средств. Такая ситуация может сложиться в следующих случаях:
- Пользователь не оформлял заказ, оплата произошла из-за мошеннических действий или из-за технического сбоя.
- Заказчик оформил заказ, но отменил его или не смог принять по указанному адресу.
- Оформленный заказ не был доставлен в назначенное время по указанному адресу, но деньги за него были списаны.
Яндекс Еда списали деньги без заказа
Списание денег за заказ Яндекс Еда, если человек ничего не оформлял, может произойти в нескольких ситуациях. Если человек получил уведомление о списании средств или увидел операцию оплаты по карте в истории личного кабинета банка и получателем указана Яндекс Еда, стоит узнать, не производили ли оплату без вашего ведома родственники, у которых есть доступ к данным. Это могут быть дети или супруг.
Ещё одна теоретическая вероятность, при которой у вас в Яндекс Еда списали деньги просто так — технический сбой в программах банка или сервиса доставки. В таких случаях нужно действовать по аналогии с мошенническими ситуациями.
Сняли деньги за отмену в Яндекс Еда
Списание денег в Яндекс Еда возможно без получения оформленного заказа в случае позднего отказа со стороны заказчика. Как это происходит?
Стоимость заказа списали с карты, но ничего не доставили
По правилам сервиса списание денег с карты происходит в момент подтверждения получения заказа по указанному адресу. Если после оформления заявки доставка не была осуществлена по вине ресторана или курьера, сервис возместит 100% стоимости. Для уточнения условий возврата стоит связаться со службой поддержки.
Оплата по заявке, если заказ не доставлен, может произойти в следующих ситуациях:
- клиент, в момент прибытия курьера с заказом, не принял его, не отвечал на звонки в течение 10 минут;
- во время оформления заказ был неправильно указан адрес и номер телефона для связи;
- любой другой случай, когда клиент не смог забрать заказ, не пытался связаться из-за этого со службой поддержки.
Во всех вышеизложенных ситуациях сервис, в соответствии с установленными правилами, спишет с карты заказчика 100% стоимости заказа в качестве компенсации расходов на подготовку еды и работу курьера.
Списание средств мошенниками через Яндекс Еда
Ситуация, с которой сталкиваются пользователи, когда с их карты оплачивается чужой заказ, носит мошеннический характер. Прежде чем рассматривать мошеннические схемы с картой при заказах в Яндекс Еда, стоит коротко разобрать порядок оплаты при заказе доставки еды.
Пользователь после формирования заявки в корзине на сайте или в приложении указывает способ оплаты и вводит в форме Оплата заказа реквизиты банковской карты — номер, срок действия, CVV/CVC. Заявка отправляется. Сумма оплаты замораживается до момента получения еды после принятия заказа. По факту доставки заказа курьером деньги списываются с карты.
- Злоумышленники получили незаконными способами (вирус, взлом, покупка банковской базы данных) доступ к аккаунту Яндекс, данным карты и телефону пользователя, после чего спокойно оплатили заказ. С помощью шпионских программ мошенники перехватили данные и воспользовались ими. Перехват данных может происходить через переход клиента на фишинговые сайты, имитирующие официальные, а также путём подключения к трафику клиента.
- Недобросовестные личности получили доступ к вашим данным банковской карты — номер, срок действия и CVV. После введения этих данных, если у пользователя не настроено подтверждение оплаты через введение кода, полученного на номер телефона, мошенники спокойно оплатили заказ вашими деньгами. Если у пользователя настроена система оплаты картой с обязательным подтверждением через введение кода с телефона, провести такую операцию злоумышленникам не удастся.
Обычно пользователь узнаёт, что у него с карты мошенническим способом списали деньги за чужой заказ в Яндекс Еда, уведомлением от сервиса о снятии денег в качестве оплаты услуги доставки на определённую сумму. Очень важно, столкнувшись с такой ситуацией, оперативно и грамотно отреагировать.
Что делать при мошенническом снятии денег с карты
Теперь разберёмся, что делать, если списали деньги за заказ в Яндекс Еда, который вы не оформляли. Столкнувшись с неприятной ситуацией, когда у вас сняли деньги через Яндекс Еду, нужно предпринять действия в двух направлениях — предотвратить повторные списания и попытаться вернуть деньги.
Инструкция по действиям, если мошенники оплатили Яндекс Еду вашей картой:
- После получения уведомления о списании средств нужно незамедлительно вывести оставшиеся деньги на карте (лучше через личный кабинет произвести перевод на вклад, другую карту), связаться с банком, запросить информацию о банковских операциях мошенников и заблокировать карту. Если такая возможность есть в личном кабинете банкинга, стоит выполнить блокировку там, но предварительно обязательно сохранить банковские выписки по операциям мошенников. Эта мера позволит предотвратить следующие попытки мошенников воспользоваться вашими деньгами. Напишите заявление о перевыпуске карты.
- Идите в отделение полиции и напишите заявление о мошенническом списании денег с карты. Предварительно можно скачать бланк на сайте полиции, заполнив его уже в отделении. Важно взять талон о подаче заявления.
- Скрин или фото талона из полиции предоставьте в службу поддержки банка.
- Обратитесь в службу поддержки Яндекс Еда. Напишите сообщение через аккаунт соцсетей или по электронной почте. Спокойным тоном опишите случившуюся ситуацию. Укажите, что вы всё заблокировали, обратились в полицию. Приложите к сообщению копию талона и выписки из банка. После списания средств со счёта клиента они зачисляются и резервируются на счетах Яндекса, поэтому они могут вернуть деньги при грамотных действиях пострадавшего лица.
- Сохраняйте всю переписку и записывайте разговоры со специалистами банка и Яндекс Еда.
- Удалите карты из профиля Яндекс (passport.yandex.ru/profile), если они там закреплены. Смените пароли и настройте двойную аутентификацию.
Сервис Яндекс Еда после рассмотрения проблемы, через несколько дней должен уведомить заявителя о возврате денег. Сумма будет перечислена на карту в течение нескольких дней. Если карта заблокирована, укажите через службу поддержки Яндекс Еда реквизиты счёта.
Способы обращения в службу поддержки при возникновении проблем с заказом Яндекс Еда, Лавка, Шеф:
- Сообщения через официальные аккаунты службы в Телеграмм, ВКонтакте.
- Письмо по электронной почте на адрес love@eda.yandex.ru.
- Звонок по телефонам 8 (800) 600-12-10 (для России) или +7 (727) 347-00-02 (для Казахстана).
Как избежать снятия средств с карты без вашего ведома
Как минимизировать вероятность снятия денег за чужой заказ в Яндекс Еда:
- Установите, если такое возможно, двухуровневую систему подтверждения всех операций с картой в банке с отправкой кода на телефон. Яндекс Еда для упрощения работы с сервисом не использует двухэтапной авторизации, поэтому происходят такие ситуации со списанием денег по мошенническим схемам. Но и в таких случаях мошенникам нужны сведения о карте и телефоне пользователя.
- Настройте лимит сумм снятия с карты в течение суток. Если вы не пользуетесь картой, поставьте нулевой лимит — без подтверждения в контактном центре никто не сможет ничего снять.
- Подключите смс-банкинг (мобильный банк), который будет отправлять на телефон уведомления при проведении любой операции с картой. Вы всегда будете в курсе всех транзакций по счетам.
- Не оставляйте в открытом доступе свои личные данные. Сегодня этого недостаточно, т. к. постоянно происходят утечки информации в банках и компаниях, с которыми мы взаимодействуем.
Источники:
- https://yandex.ru/support/eda/index.html
- консультация юриста
- открытые источники