Как работает сервис доставки Яндекс Еда
Задачу быстрого развоза по заказам клиентов еды из ресторанов и кафе на дом эффективно решает сервис доставки Яндекс Еда. Разберёмся, чем он полезен, как организована его работа, какими преимуществами отличается.
История и суть сервиса Яндекс Еда
Развитие сервиса такси от Яндекс показало, насколько удобно использовать единую систему заказа машин, независимо от местонахождения. Целая сеть программных продуктов и приложений позволила создать эффективную систему не только для заказа клиентов, но и для работы водителей. Яндекс Такси обеспечивает доступность пользователям качественного уровня заказа машин по единым стандартам и расценкам через партнёрские программы привлечения исполнителей (частных водителей и парков).
На основе успешного опыта работы с такси в Яндекс родилась идея создания под брендом компании аналогичного сервиса по быстрой доставке продуктов на дом. Так возникло направление, получившее название Яндекс Еда. Оно было оформлено на базе сервиса доставки FoodFox, который компания Яндекс Такси приобрёла в 2017 году. Запуск программного продукта пришёлся на весну 2018 года.
Особенности сервиса:
- Удобный заказ еды на дом или в офис.
- Возможность заказа несколькими способами — через приложение или на сайте.
- Выбор разнообразных блюд из широкого перечня городских кафе и ресторанов.
- Доставка по единым стандартам независимо от места, где заказана пища.
- Доступ услуг по доставке еды через один программный продукт вне зависимости от местонахождения.
- Создание удобной и стандартизированной структуры трудоустройства и работы для курьеров и партнёров сервиса.
Цели Яндекс Еда:
- быстрая доставка — на лето 2019 года среднее время доставки составляло около 30 минут;
- гарантия качественной доставки;
- безопасность;
- ценовая доступность;
- простота выбора из широкого перечня вариантов (городских кафе и ресторанов);
- доступность, независимо от местонахождения.
Большое преимущество сервиса — его доступность для клиентов. Для заказа еды к пользователю не предъявляются какие-то особые требования. Достаточно иметь доступ к сервисам — приложению или сайту.
В условиях пандемии сервис активно работает над обеспечением безопасности. Для этого внедрена специальная система — бесконтактная доставка. Эта система позволяет обеспечить безопасность от заражения коронавирусной инфекцией.
- Клиент оформляет заказ из дома онлайн.
- Курьер доставляет блюдо до адресата, уведомляет об этом.
- Заказчик забирает блюдо без контакта с курьером. Оплата производится дистанционно.
Принципы системы доставки
Яндекс Еда является агрегатором, т. е. компания объединяет сторонние структуры (рестораны и курьерские службы) через партнёрские программы в единую систему, предоставляет программное обеспечение и организует эффективную работу по поставке заказов от клиентов. Параллельно сервис через приложение или сайт принимает заявки на доставку еды с последующей переадресацией их ресторанам и курьерам. За свои услуги отлаженной организации работы сервис берёт комиссию с ресторанов и курьерских служб.
Рестораны и кафе, отвечающие требованиям сервиса, подключаются к сервису. Они предоставляют информацию о меню, блюдах и ценах. Все эти данные размещаются в программе Яндекс Еда.
Сервис заключает партнёрские соглашения с курьерскими службами. Он же привлекает курьеров в эти службы через рекламу. Курьеры служб-партнёров подключаются к системе через приложение.
Клиенты через своё приложение или сайт после регистрации личного кабинета видят предложения всех подключённых к системе ресторанов и кафе в своём городе. При оформлении заказа на доставку заявка через систему отправляется ресторану, из которого клиент хочет получить блюдо. Ресторан принимает заказ и уведомляет о начале приготовления блюда. В это время алгоритм определяет курьера, которому удобно взять на себя доставку по этой заявке. Ему отправляется заказ. Курьер берёт в ресторане блюдо и доставляет его по адресу.
Заказ производится через сайт или приложение Яндекс Еда. В некоторых регионах можно оформить заказ через приложение заказа Яндекс Такси.
Доставка еды осуществляется следующими силами:
- курьерские службы — партнёры Яндекс Еда;
- курьеры, работающие непосредственно в предприятиях общественного питания, подключённых к сервису.
Распределение заявок курьерам происходит автоматически через специальное приложение. Заявка достаётся ближайшему от ресторана свободному курьеру.
География и время работы
Сегодня география действия фудтех-направления Яндекс ограничивается границами России и Казахстана (в этой стране доступны Нур-Султан и Алматы). На весну 2020 года заказать пищу пользователь может в 120 городах.
География охвата постоянно расширяется путём подключения предприятий общественного питания и курьерских служб в новых городах.
Перечень доступных ресторанов и кафе в приложении формируется по принципу доступности заказов на момент просмотра:
- вверху списка — предприятия общепита доступные на данную минуту,
- ниже — организации, заказ в которых сейчас недоступен.
Сервисом предусмотрена возможность предзаказа на перспективу (на время работы предприятия или на следующий день), даже если в момент оформления доставка из ресторана недоступна. Вы оформляете предзаказ на следующий день с указанием предпочтительного времени доставки — после подтверждения заявки курьер привезёт еду в указанное время.
Цены и стоимость доставки в Яндекс Еде
Цена заказа в Яндекс Еда складывается из двух компонентов:
- стоимость блюд,
- стоимость непосредственно доставки.
Цены на блюда при заказе через сервис могут отличаться от расценок, которые указаны в меню ресторана или кафе при офлайн посещении. Рост цен может быть обусловлен компенсаций расходов на курьеров, упаковку, повышение качества и скорости доставки.
Правила заказов для клиентов в сервисе Яндекс Еда
Для получения доступа к сервису пользователь первоначально должен зарегистрировать свою учётную запись через приложение или на сайте. Для регистрации не нужно предоставлять какой-то документации. Достаточно указать имя, адрес электронной почты и телефон.
После регистрации учётной записи в личном кабинете в приложении или на сайте пользователь может:
- редактировать свои данные — менять телефон, адрес электронной почты;
- указывать места доставки;
- оформлять заказы и отслеживать ход их выполнения;
- оплачивать услуги доставки.
Заказ еды:
- в приложении указываем город, выбираем доступный ресторан;
- в меню отмечаем нужные блюда, указываем требуемые параметры;
- добавляем блюда в корзину и оформляем заказ;
- выбираем способ оплаты, оплачиваем заказ — сумма резервируется (замораживается) на карте, списание происходит только после подтверждения доставки;
- через приложение отслеживаем процесс оформления заказа — предусмотрена возможность просмотра местонахождения курьера, если доставку осуществляют курьеры-партнёры.
Сервисом предусмотрены следующие способы оплаты:
- банковской картой всех основных платёжных систем, включая Мир;
- через Apple Pay, если смартфон поддерживает такую функцию;
- наличными курьеру — эту возможность определяют конкретные рестораны и кафе.
Скидочными картами и промокодами ресторанов при заказе через Яндекс Еда воспользоваться нельзя. Можно получить скидку активацией промокода непосредственно от Яндекс Еда.
Если при получении блюда клиента устроили все условия, он может отблагодарить курьера чаевыми. Чаевые можно оформить двумя способами:
- наличными при получении блюда;
- через приложение после доставки в форме оценки заказа — указанная сумма будет списана с карты позже.
Ассортимент блюд
В Яндекс Еда действует система тщательного отбора ресторанов и кафе. Одна из задач отбора — обеспечение максимального разнообразия блюд для выбора клиенту. Отдельные требования предъявляются к качеству упаковки. Она должна быть прочной, термостойкой и надёжной.
Система предусматривает при оформлении заявки возможность указания в комментариях особых предпочтений. Это позволяет обеспечить должный уровень сервиса для людей с аллергией на определённые продукты. Если человек не любит определённые специи, комментарий позволит не добавлять их при приготовлении блюда.
Партнеры сервиса
Работа сервиса обеспечивается за счёт деятельности партнёров, которые подключаются к системе. В фудтех-направлении Яндекс применяется 3 вида партнёрского сотрудничества.
Партнеры сервиса:
- Рестораны и иные объекты общественного питания, отвечающие требованиям.
- Курьерские службы и компании.
- Курьеры, которые подключаются к сервису и оформляются на работу в одну из служб.
Для поддержания высоких стандартов качества доставка еды Яндекс осуществляется только из кафе и ресторанов, отвечающих установленным требованиям.
Перечень предприятий общественного питания, которые подключаются к сервису:
- рестораны, включая грузинской и японской кухни;
- кафе;
- пиццерии;
- пекарни;
- бургерные;
- стейк хаусы.
На весну 2020 год сервис работает с более чем 15000 заведениями общественного питания. Пользователь может заказывать еду у популярных сетей — Макдональдс, Бургер Кинг, Папа Джонс, Теремок и др. Блюда из КФС для пользователей сервиса пока недоступны, но работы в этом направлении активно ведутся.
Источники:
- https://yandex.ru/support/eda/index.html
- https://eda.yandex/
- https://vk.com/eda.yandex